История епархии
Кировоградская епархия имеет славную и насыщенную историческими событиями историю. На этой кафедре в разное время подвизались многие достойнейшие архипастыри, которые своей вдохновенной проповедью Евангелия и личным примером богоугодной жизни во Христе во все времена, даже в смутные годы открытого богоборчества, сохраняли в народе православную веру. Интересным фактом новейшей истории является то, что во времена большевизма в Кировограде деятельность Церкви не прекращалась. В то время, как ни в одном близлежащем областном центре – ни в Николаеве, ни в Херсоне, ни в Днепропетровске, ни в Черкассах – не было действующей кафедры, в Кировограде всегда был епископ, и церковно-приходская жизнь здесь не прекращалась, несмотря на крайне неблагоприятные условия, вызванные политической ситуацией в стране.
Основанием города Елисаветграда (ныне Кировоград) послужила крепость Святой Елисаветы, которая была основана 18 июня 1754 года по указу императрицы Елисаветы Петровны от 11 января 1752 года.
Крепость Святой Елисаветы была построена в дикой степи близ границы зимовщиков запорожских казаков на берегу реки Ингул. Прежде всего, она предназначалась для защиты, так называемой, Новой Сербии от набегов крымских татар. Новая Сербия стала заселяться выходцами из Сербии, Черногории, Валахии, Македонии и других балканских стран. Это были люди, которые покинули свою родину под руководством полковника Хорвата в связи с притеснениями православной веры со стороны австрийского правительства в бывшей Австро-Венгрии.
Кроме вышеназванных выходцев из балканских регионов, в окрестностях крепости Святой Елисаветы в середине XVIII в. начали селиться греки, молдаване, украинцы и русские старообрядцы.
Город Елисаветград с самого начала своего основания и до 1756 года относился к кафедре киевских Митрополитов, в ведении которых на то время была и вся Новая Сербия.
Согласно постановлению Священного Синода от 26 июня 1756 года Новая Сербия и приходы крепости Святой Елисаветы с прилежащими к ней казацкими слободами были зачислены в состав Переяславской епархии. 27 августа 1757 года к этой же епархии были зачислены две протопопии Киевской епархии – Кирилловская и Новомиргородская. В крепости Святой Елисаветы была образована Елисаветградская протопопия во главе с протоиереем Иоанном Орловским.
В 1764 году в этих трех округах было 57 церквей, а в 1775 году их число возросло до 81. Более того, в Молдавском гусарском полку было сооружено – 7 часовен.
В 1775-1778 г.г. состоялось открытие новообразованной на юге Российской Империи Словенской и Херсонской епархии, правящий архиерей которой сначала находился в г. Полтаве. Первым архипастырем этой новообразованной епархии был Высокопреосвященный архиепископ Евгений Булгарис. В Указе о назначении иеромонаха Евгения на новообразованную кафедру содержалась следующая небезынтересная и весьма лестная характеристика будущего Владыки: «По случаю переселившихся в тот край иноплеменников, не знающих русского языка, исповедующих однакож православную греческую веру, посвятить в архиепископа грека иеромонаха Евгения, яко мужа, высотою разума, благочестием и всеми добродетелями для упасения стада Христова отлично одаренного».
28 ноября 1786 года Словенская епархия была переименована в Екатеринославскую, а в городе Елисаветграде было учреждено Духовное Правление.
По Высочайшему указу 27 января 1795 года была образована Вознесенская губерния, в состав которой входило 12 уездов, в том числе Елисаветградский, Вознесенский, Херсонский, Чигиринский, Уманский и Черкасский.
Но уже в 1796 году Вознесенская губерния была расформирована и вместо нее образована Херсонская губерния. Также была образована Херсонская епархия с местом пребывания епархиального архиерея в городе Одессе.
В 1812 году в Елисаветграде была построена церковь, там, где теперь находится кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1880 году было основано Елисаветградское викариатство с местом пребывания епископов в городе Одессе. В 1880 году архиепископ Херсонский и Одесский Платон (Городецкий) получил разрешение Синода на открытие в епархии другого викариатства «с целью борьбы с сектантами» (вероятно, старообрядцами). Епископы второго викариатства именовались Елисаветградскими. Местопребывание им было отведено в Одесском Успенском мужском монастыре на Большом фонтане.
Первым епископом Елисаветградским в 1880 году стал Неофит (Неводчиков), кандидат богословия, автор многочисленных статей религиозно-нравственного содержания и духовных стихотворений, издававшихся в православных периодических изданиях, таких как «Библиографические Записки», «Русский Архив» и «Кишиневские Епархиальные Ведомости». Многие годы он работал в должности инспектора и издавал «Одесский воскресный листок».
Через три с половиной года его сменил епископ Мемнон (Вишневский). Скромный владыка заслужил уважение своей любовью к частым церковным службам. Когда в 1891 году встал вопрос о назначении епископом Елисаветградским Преосвященного Акакия (Заклинского), владыка Мемнон остался при епархии, но пошел на повышение — его перевели в Херсон первым викарием с титулом «Новомиргородский».
Его преемник, владыка Акакий (Заклинский), был известен своими литературными трудами, преимущественно догматическо-апологетического характера, которые регулярно печатались в «Епархиальных ведомостях» в Херсоне, Воронеже и Томске.
Следующий архиерей, епископ Иоанн (Кратиров), прибывший из Херсонской епархии, где был епископом Сумским, уже через год, 23 августа 1895 года, уехал из Одессы в Москву на должность епископа Нарвского. Архипастырская деятельность владыки Иоанна имела чрезвычайный успех. Это объясняется тем, что епископ Иоанн был прекрасным специалистом в сфере пастырского богословия, поскольку еще 24 апреля 1867 года за курсовое сочинение под названием «О видах т. н. частного попечения пастырей о душах пасомых и о важности оного в кругу пастырской деятельности» он был возведён в степень магистра богословия.
На должность епископа Елисаветградского 25 августа 1895 году был назначен старший член Петербургского духовного цензурного комитета архимандрит Тихон (Морошкин), который в течение восьми лет управлял Успенским монастырем. Он снискал искреннее уважение к себе за хорошее отношение к братии и прихожанам.
Следующим епископом был преосвященный Хрисанф (Щетковский), известный миссионер, начальник Российской Духовной Миссии в Корее и инициатор постройки в этой стране первого православного храма. Его преемником стал известный своим глубоким чувством патриотизма и активной промонархической деятельностью, ректор Одесской Духовной семинарии архимандрит Анатолий (Каменский). В 1914 году епископ Анатолий получил назначение на Томскую кафедру, а на место викария был переведён епископ Прокопий (Титов), принявший мученическую кончину от рук безбожной советской власти 24 августа 1937 года, и причисленный к лику святых Русской Православной Церкви в 2000 году.
В связи с началом Первой мировой войны точные исторические сведения о дальнейшей судьбе православной иерархии в данном регионе отсутствуют. Известно, что c 1921 по 1923 годы епископом Елисаветградским стал Павел (Колосов). Из устных преданий известно, что в 1920-х годах викарием Одесской епархии, епископом Елисаветградской кафедры был Преосвященный Алексей (Боженов), который во время действия Украинской автономной православной церкви Московского патриархата возглавлял Елисаветградский викариат.
Как известно, в 1921 году указом патриарха Тихона автономная Украинская православная церковь была реорганизована в экзархат.
В 1922 году, судя по устным источникам, епископом Елисаветградским стал Антоний (Панкеев), причисленный к лику святых новомучеников и исповедников российских на Архиерейском соборе Русской православной церкви в 2000 году. Но уже в следующем, 1923 году, кафедру возглавил епископ Онуфрий (Гагалюк). Лишь три дня он был во главе паствы, поскольку его неожиданно арестовали. Сначала он пребывал в тюрьмах Елисаветграда и Одессы, а затем был отправлен в ссылку. Три года он поддерживал духовную связь со своей паствой через переписку, а также писал статьи апологетического, поучительного и исторического характера.
На 1920-е годы пришлись гонения на Церковь, и в это смутное для всей страны время Кировоградская область прославилась подвигом веры многих мучеников и исповедников. Первым мученическую смерть от безбожников принял епископ Елисаветградский (позже Херсонский) Прокопий (Титов). По представлению Комиссии по канонизации святых при Священном синоде Украинской православной церкви он был причислен к лику святых. Также были канонизированы священномученики Антоний (Панкеев), Онуфрий (Гагалюк) и Порфирий (Гулевич), которые тоже были епископами в Елисаветградe, и многие другие исповедники православной веры, пострадавшие в годы тоталитаризма.
Во времена коммунистического режима город утратил не только ценные архитектурные сооружения и лучшую часть горожан, представителей интеллектуальной элиты города, интеллигенции, но и свое название в честь великой христианской святой. Это христианское название, разумеется, не могло оставить к себе равнодушными тех людей, которые главной целью своей жизни считали борьбу с Церковью Христовой. Именно поэтому в 1924 году город назвали Зиновьевском, в 1934 году — Кировым, а в 1939 году — Кировоградом. До сегодняшнего дня все попытки православных добиться возвращения городу исторического названия были безуспешными.
Последним викарным епископом Елисаветградской кафедры перед переименованием города был Кирилл (Квашенко). Назначенный в 1927 году, он оставался на кафедре до 1929 года. Возможно, последним епископом был Онуфрий (Гагалюк), поскольку Кирилл (Квашенко) во многих списках иерархии не значится, к тому же известно, что позже он принадлежал к обновленческой иерархии.
В «Журнале Московской Патриархии» за 1944 год, № 9, стр. 6-7 записано: «На кафедру епископа Кировоградского, викария Одесской епархии Патриаршим Местоблюстителем и Священным Синодом назначен иеромонах Сергий (Ларин).
Первую Божественную литургию в городе Кировограде епископ Сергий (Ларин) совершил в Свято-Рождества Пресвятой Богородицы кафедральном соборе 21 сентября 1944 года, а накануне - всенощную службу в Спасо-Преображенском соборе. За Божественной литургией епископ Сергий совершил первую хиротонию в Кировоградской епархии. Был рукоположен в диакона Всеволод Михайлович Затовский (в священники он рукоположен 24 сентября 1944 года). Отец Всеволод почил о Господе 4 сентября 1999 г. и погребен на территории Спасо-Преображенского собора города Кировограда.
В мае 1946 года Указом Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Преосвященный Сергий, епископ Кировоградский, временно управляющий Одесской епархией, был назначен епископом Одесским и Кировоградским» (ЖМП 1946 г., № 5 стр.15).
По инициативе епископа Сергея в 1945 году в городе Одессе были открыты Двухгодичные пастырско-богословские курсы, которые в 1946 году были реорганизованы в Одесскую духовную семинарию, первый выпуск которой состоялся в 1947 году. Среди выпускников были и священнослужители Кировоградской епархии братья Всеволод и Леонид Затовские (отец Леонид почил о Господе 26 февраля1990 г.), которые закончили экстерном весь курс семинарии за два года.
В январе 1947 года в пределах одной Кировоградской области была впервые создана Кировоградская епархия. Указом Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода ее первым епископом был назначен епископ Михаил (Мельник), которому был присвоен титул епископа Кировоградского и Чигиринского. На этой должности епископ Михаил находился один год.
В январе 1948 года Кировоградская епархия была реорганизована в новых административно-территориальных границах. В ее состав была включена Николаевская область, а правящий архиерей получил титул «Кировоградский и Николаевский».
Первым епископом Кировоградским и Николаевским стал Преосвященный Феодосий (Ковернинский), перемещенный на Кировоградскую кафедру из Черниговской епархии. О деятельности Преосвященного Феодосия есть данные в «Журнале Московской Патриархии» за 1948 год, где сообщается, что епископ Феодосий был организатором и инициативным руководителем патриотической деятельности Черновицко-Буковинской епархии, за что получил медаль «За доблестный труд в дни Великой Отечественной войны» (ЖМП, № 12, стр. 45).
В период управления Кировоградской епархией епископом Феодосием, летом 1948 года в городе Кировограде были организованы пастырско-богословские курсы в два потока: первый – в июле, второй – в сентябре. Курсами заведовал протоиерей Сергий Подольский, впоследствии – епископ Кировоградский и Николаевский. Богословские предметы на курсах преподавали протоиереи Петр Тарановский, Авксентий Гончар, Никита Ольшанский, Леонид Затовский. Слушателями курсов были, преимущественно, священнослужители Кировоградской области.
Епископ Феодосий управлял епархией плодотворно и успешно. Архиепископ Уманский Макарий, отпевавший почившего в 1980 году владыку Феодосия, в своем надгробном слове отметил доброту, христианское терпение, скромность и трудолюбие почившего иерарха. Погребен епископ Феодосий на Святошинском кладбище в Киеве.
Указом Святейшего Патриарха и Священного Синода от 21 октября 1949 года на Кировоградскую и Николаевскую кафедру был назначен Преосвященный Евстратий (Подольский), хиротония которого состоялась в Киеве 20 ноября. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Экзарх Украины Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, епископ Херсонский и Одесский Никон, и епископ Уманский Илларион.
Деятельность епископа Евстратия оставила глубокий след в жизни Кировоградской епархии. Владыка Евстратий был родом из Кировоградской области и всю свою пастырскую деятельность провел на приходах Кировоградской епархии, прекрасно зная все насущные проблемы региона и те вопросы приходской жизни, которые требовали немедленного разрешения. Епископ хорошо знал жизнь духовенства, вникал в заботы приходов и предоставлял им существенную помощь в повседневной церковной жизни.
Указом Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода от 21 декабря 1951 года епископ Сумской Илларион и епископ Кировоградский Евстратий были перемещены один на место другого (ЖМП, 1952г., № 1, стр. 12)
Деятельность епископа Иллариона в Кировоградской епархии не была продолжительной. Уже 16 ноября 1953 года Святейшим Патриархом Алексием и Священным Синодом епископом Кировоградским и Николаевским был назначен наместник Почаевской Лавры архимандрит Иннокентий (Леоферов), хиротония которого в епископский сан была осуществлена в городе Киеве (ЖМП, 1953г., № 12, стр. 3).
Служение епископа Иннокентия успешно продолжалось в течение пяти лет.
Владыка Иннокентий посещал приходы, знакомился с жизнью и деятельностью духовенства, всегда давал глубокие и существенные советы и наставления пастырям, был отзывчивым к просьбам прихожан, рукополагал новых священников и диаконов.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода от 28 августа 1958 года Преосвященный епископ Кировоградский Иннокентий был назначен на Алма-Атинскую кафедру (ЖМП, 1958 г., № 10, стр. 8).
9 ноября 1958 года на Кировоградскую кафедру был назначен известный миссионер на Дальнем Востоке, узник мордовских лагерей и бесстрашный борец с большевизмом митрополит Нестор (Анисимов), который управлял епархией до ноября 1962 года.
О митрополите Несторе в «Журнале Московской Патриархии» сообщается, что он был участником Всероссийского Собора в 1917-1918 г.г. и принимал участие в выборах Патриарха (ЖМП, 1962 г., № 12).
После кончины митрополита Нестора Священный Синод под Председательством Святейшего Патриарха Алексия на заседании 16 ноября 1962 года решил переместить на Кировоградскую кафедру епископа Черниговского Игнатия (Демченко).
С 25 мая 1965 г. по май 1977 г. во главе Кировоградско-Николаевской епархии был Высокопреосвященный архиепископ Боголеп (в миру Михаил Романович Анцух), который благостно окормлял вверенную ему паству в течение 12-ти лет.
За это время он заслужил нелицемерную любовь и искреннее уважение со стороны клира и паствы. Владыка Боголеп не отказывал никому ни в чем. Для всех он был открытым, для каждого находились у него доброе слово, мудрый совет и наставление. Он щедро делился со всеми, кто приходил к нему, теплом своего сердца, и каждый шел от него утешенным и умиротворенным. Советские власти, видя ревностное архипастырское служение владыки Боголепа, писали о нем, что он «принадлежит к числу наиболее реакционных и фанатичных правящих архиереев» (уполномоченный Совета по делам религий при СМ УССР по Николаевской области В. А. Чунихин). Очевидно, что такая характеристика со стороны богоборческой власти может свидетельствовать только о потрясающей преданности Владыки Боголепа своему делу, о его самоотверженности в деле служения на благо Церкви Христовой.
По причине тяжелой болезни архиепископ Боголеп был вынужден уйти на покой. Последний год своей жизни владыка находился в Свято-Успенском монастыре города Одессы. Высокопреосвященный Сергий, митрополит Одесский и Херсонский, неоднократно посещал больного владыку Боголепа и имел с ним братское общение.
16 мая 1978 года после продолжительной и тяжелой болезни, на 67-м году жизни, архиепископ Боголеп тихо и мирно ушел в вечность.
В связи с тем, что Высокопреосвященный Сергий, митрополит Одесский и Херсонский, находился в заграничной командировке, Святейший Патриарх Пимен благословил совершить отпевание почившего архипастыря Преосвященному Севастиану, епископу Кировоградскому и Николаевскому, который вечером того же дня совершил заупокойную литию.
18 мая в 8 часов утра началась заупокойная Божественная литургия, которую совершил Преосвященнейший епископ Севастиан в сослужении клириков Кировоградской епархии, монастырского и семинарского духовенства. После чина погребения гроб с телом архиепископа Боголепа была опущен в могилу на монастырском братском кладбище, расположенном в обители неподалеку от Успенского храма.
С 25 октября 1977 года по 1 октября 1989 года Кировоградско-Николаевскую епархию возглавлял Преосвященнейший епископ Севастиан. Епископ Севастиан (в миру Симеон Яковлевич Пилипчук).
Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 6 октября 1977 года архимандриту Севастиану определеноо быть епископом Кировоградским и Николаевским (ЖМП, 1978 г., № 1, стр. 29-33). Хиротония состоялась во Владимирском кафедральном соборе города Киева 16 октября 1977 года.
Под руководством Преосвященнейшего Севастиана был отреставрирован Кировоградский кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а также много храмов в приходах епархии.
Владыку Севастиана знали как ревностного служителя Церкви Христовой, пылкого и неутомимого молитвенника, проповедника, доброго духовного наставника и старца, великого защитника православной веры. Владыка Севастиан неутомимо духовно окормлял паству вверенной ему епархии в течение 12 лет.
3 февраля 1992 года, будучи на покое в городе Умань Черкасской области, после непродолжительной болезни на 78 году жизни Преосвященнейший епископ Севастиан мирно отошел ко Господу.
С 1 октября 1989 года по 5 ноября 1998 года Кировоградскую кафедру возглавлял Высокопреосвященный архиепископ Василий (в миру Всеволод Степанович Васильцев) Хиротония архимандрита Василия в епископа Кировоградского и Николаевского состоялась 1 октября 1989 года во Владимирском кафедральном соборе Киева.
Согласно решению Священного Синода от 20 июня 1992 года Кировоградско-Николаевская епархия была разделена на Кировоградско-Новомиргородскую и Николаевско-Вознесенскую епархии. Николаевско-Вознесенской епархией временно (до 25 августа 1992 года) руководил епископ Кировоградский и Новомиргородский Василий, а потом ее возглавил Преосвященный Варфоломей, епископ Луцко-Волынской епархии.
28 июля 1994 года во время праздничной Божественной литургии в Свято-Покровском женском монастыре г. Киева Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины епископ Василий был возведен в сан архиепископа.
Согласно постановлению Священного Синода УПЦ от 27 декабря 1994 года (Журнал № 30) под Председательством Блаженнейшего Владимира, титул архиереев Кировоградской епархии был изменен на «Кировоградский и Александрийский».
5 ноября 1998 года Владыка Василий по состоянию здоровья Священным Синодом был зачислен за штат.
21 ноября 1998 года после тяжелой болезни, на 71 году жизни архиепископ Василий тихо и мирно почил о Господе. Согласно завещанию, усопшего архипастыря похоронили на территории Спасо-Преображенского собора г. Кировограда.
В течение всей жизни Владыка Василий плодотворно трудился во славу Божию, и где бы он ни служил, он неизменно оставлял о себе добрую славу. Но более всего его организаторские и проповеднические способности ему удалось реализовать в Кировоградско-Николаевской епархии, которой он руководил 9 лет.
Постановлением Священного Синода УПЦ от 29 июля 1998 года (Журнал № 42) под Председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, епископом Светловодским, викарием Кировоградской епархии назначен Епископ Пантелеимон (в миру Павел Михайлович Романовский).
В соответствии с постановлением Священного Синода от 5 ноября 1998 года (ЖМП, 1998, № 55) Епископ Пантелеимон (Романовский) назначен управляющим Кировоградской епархией с титулом Кировоградский и Александрийский.
Кировоградская епархия в новое время
27 июля 2007 г. решением Священного Синода УПЦ Кировоградская область разделена на две самостоятельные епархии. Епархиальным архиереям присвоены титулы «Кировоградский и Новоархангельский», а также «Александрийский и Светловодский». Чуть позже 14 ноября того же года Священный Синод УПЦ удовлетворил рапорт епископа Кировоградского и Новоархангельского Пантелеимона об изменении титула правящих архиереев Кировоградской епархии на «Кировоградский и Новомиргородский».
Новый расцвет епархиальной и приходской жизни ознаменовался назначением Священным Синодом УПЦ от 10 февраля 2011 года на древнюю и славную Кировоградскую кафедру Его Преосвященства, Преосвященнейшего епископа (ныне митрополита) Иоасафа, ранее занимавшего Новокаховскую кафедру. С этого момента церковная жизнедеятельность епархии стремительно развивается во всех направлениях, что влечет за собой увеличение авторитета Церкви, возрождение духовных традиций, оздоровление нравственного состояния региона и утверждение высоких христианских ценностей в обществе.
15 февраля 2011 г, в праздник Сретения Господня, духовенство и верующие Кировоградской епархии УПЦ собрались в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы для того, чтобы встретить своего нового архипастыря.
Строительство и восстановление административных зданий.
Вскоре после прибытия на кафедру по благословению Владыки Иоасафа на территории Кафедрального собора, при поддержке областной государственной администрации и представителей бизнеса началось сооружение нового здания Епархиального управления. В 2014 году строительство было завершено и красивое административное здание начало функционировать. Старое здание епархии, которое было в критическом состоянии, также подлежало основательному ремонту. Вместе с тем проведен капитальный ремонт просфорни, а чуть позже соборной трапезны, которые размещены в архитектурном комплексе колокольни Кафедрального собора. Тщанием Правящего архиерея преобразовалась и сама колокольня, отреставрирован внешний фасад, перекрыт и укреплен купол, ремонту подлежало и внутреннее помещение сооружения.
Первый Елисаветградский святой - блаженный старец Даниил.
Одним из важнейших событий в духовной жизни епархии есть канонизация первого в истории города Елисаветграда святого – блаженного старца Даниила Елисаветградского. Решением от 25 апреля 2013 года Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил к лику святых подвижника благочестия Христа ради юродивого старца Даниила. 17 сентября 2013 г. в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы прошли торжества, связанные с Днем ангела Его Высокопреосвященства, архиепископа Кировоградского и Новомиргородского Иоасафа. Именно этот день стал для верующих города и области преисполненным великой радости в честь прославления своего молитвенника и ходатая перед Богом. Это уникальное событие навсегда останется в памяти Елисаветградского края как подлинный символ духовного единства и торжества Православия.
Решение назревших проблем.
По признанию самого Владыки Иоасафа, при ознакомлении со сложившейся в епархии ситуацией он столкнулся с несколькими серьезными проблемами. Это и крайне малое количество храмов в самом областном центре, недостаток типовых храмов в некоторых районных центрах и поселениях, малая активность духовенства в церковно-приходской деятельности, а также низкий уровень авторитета Церкви среди жителей региона. Важнейшим решением в преодолении сложившихся трудностей являются инициативы Правящего архиерея в сфере строительства храмов. За время пребывания архиепископа Иоасафа на Кировоградской кафедре, только в самом областном центре освящено 5 типовых храмов, 1 храм при Высшем учебном заведении и в скором времени состоится освящение величественного собора при Свято-Вознесенском Елисаветинском мужском монастыре. Множество храмов освящено и по всей епархии, ряд находятся на завершальной стадии строительства и готовятся к освящению.
Церковное пение.
Стоит отметить, что митрополит Иоасаф глубокий ценитель певческого богослужебного искусства и активно содействует зарождению и развитию высокопрофессиональных хоровых коллективов. За время своего пребывания на Кировоградской кафедре Владыка много постарался, чтобы во всех храмах города пели красиво. В наше время в каждом храме областного центра можно насладится слаженным пением церковного хора, что способствует молитвенной атмосфере за богослужением. Многие коллективы принимают участие в совместных праздничных концертах Кировоградской епархии и городских учреждений.
В Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы Владыка Иоасаф собрал профессиональный хор священнослужителей, которые активно занимались певческой деятельностью в духовной школе. Часть из священников имеет высшее музыкальное образование. В репертуар хора входят и классические церковные богослужебные произведения, так и достояние современных композиторов. Хор исполняет множество духовных песнопений и народных песен, с которыми участвуют в культурных событиях города и области.
А особым детищем Владыки Иоасафа есть, безусловно, архиерейский хор Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Хор был создан в 1988 г., по благословению Преосвященнейшего епископа Кировоградского и Николаевского Севастиана, ко дню празднования 1000-летия крещения Руси. В его составе было 30 человек из числа прихожан и учителей музыкального училища. Период с 1998 по 2011 г. является нелегким в жизни хорового коллектива. За это время количество певцов сократилось до 10 человек. С приходом на Кировоградскую кафедру Высокопреосвященнейшего архиепископа Иоасафа деятельность хора интенсивно развивается и улучшается. На сегодняшний день архиерейский хор достиг былой славы и состоит из 30 человек. Приглашено много студентов и преподавателей музыкально-педагогического университета и музыкального училища. Огромный, разнообразный репертуар и красивое пение является залогом успешности и развития. Особого расцвета архиерейский хор достиг под управлением Якименко Людмилы Сергеевны, которая сдружила коллектив и вдохнула в состав новую жизнь. Всех сближает духовное единомыслие и любовь к красоте православного богослужения.
Архипастырские визиты.
Его Высокопреосвященство митрополит Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф особым образом совершает свои архипастырские визиты по разным благочинным округам епархии. По сложившейся традиции во время одного архиерейского выезда Владыка посещает целый ряд приходских храмов, где встречается с паствой и знакомится с положением церковных дел на приходе, а также навещает места строительства новых храмов и преподает свое благословение на продолжение трудов. В сопровождение Правящего архиерея неизменно входит состав хора священнослужителей Кафедрального собора. Торжественные богослужения и ревностные проповеди архипастыря всегда оставляют в сердцах верующих глубокий отпечаток впечатлений, укрепляют веру и вдохновляют священников и прихожан на созидание во благо развития духовности прихода, а также подвигают по слову апостола Павла с особым усердием и трепетом созидать свое спасение (Фил. 2:12).
Строительство и возрождение храмов по епархии
Отдельно стоит рассказать об инициативах Высокопреосвященнейшего митрополита Иоасафа по строительству многих храмов в районных центрах и на приходах, которые впоследствии должны стать не только местом молитвы, но и центрами духовного просвещения, миссионерства и социальной работы. Это имеет первостепенное значение в важнейшем деле приобщения жителей нашего региона к глубокой и неисчерпаемой православной традиции.
Кадровые решения в деле развития церковной жизни епархии.
Особого внимания заслуживает кадровая политика митрополита Иоасафа. Владыка, будучи много лет сначала студентом, а позже преподавателем духовной школы, навсегда остался верным принципу важности высокого уровня образования клириков епархии. Несколько десятков священников за несоответствие поставленным критериям и за неблагонадежное несение своих обязанностей были почислены в заштат епархии. За время своего пребывания на кафедре архиепископ Иоасаф пригласил больше пятидесяти священнослужителей - выпускников разных духовных школ Украинской Православной Церкви, многие из которых были в свое время его учениками. По мере открытия новых храмов (особо в областном центре) и расширения клира существующих, появляется необходимость увеличения количества духовенства. Поэтому Правящий архиерей совершает визиты в семинарии с целью пополнения своей епархии достойными кадрами. Некоторые нынешние преподаватели разных духовных образовательных учреждений, а когда-то воспитанники Владыки, с радостью стараются ему советовать и содействовать в этом благом деле.
Качественное возрастание уровня подготовки и количественное увеличение священнослужителей Кировоградской епархии влечет за собой и стремительное развитие всех сфер епархиальной жизни. С целью увеличения плодотворности разных векторов церковного служения по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Иоасафа было учреждено ряд епархиальных отделов и комиссий, назначены их руководители и сотрудники. В наше время каждый отдел является мощным организатором соответствующей своему направлению работы и координирует деятельность священнослужителей и их помощников.
В заключение.
История Православия на Елисаветградской земле, богатая на разного рода события, должна стать для всех нас источником духовной и житейской мудрости. В данное время в истории Кировоградской епархии начался новый период, новый этап ее расцвета, что уже дает реальные плоды в совершенствовании духовной жизни края. Очень многое в разных направлениях служения Церкви поднялось на высокий уровень и наполнилось новым смыслом. Развитие всех векторов церковной деятельности свидетельствует о мудрой управленческой руке одаренного Богом администратора и искреннего, самоотверженного, любящего архипастыря — Высокопреосвященнейшего архиепископа Иоасафа, который по-отечески заботится о верных чадах Святой Христовой Церкви. Мы верим в то, что в истории Елисаветградской епархии будет еще немало славных страниц, ибо мы знаем, что Господь, по Своему неложному обетованию, никогда не оставляет Церковь (Мф. 28:20), Которую Он стяжал Своей Честной Кровью (Деян. 20:28).
Новый Правящий архиерей Владыка Николай (Почтовый)
27 ноября 2022 г. навсегда останется в сердцах священников и верующих Кировоградской епархии Украинской Православной Церкви днем памятным и знаменательным. В этот день в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы состоялась Божественная литургия, которую возглавил викарий Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви Высокопреосвященнейший Иоасаф, митрополит Васильковский. Владыке Иоасафу сослужили назначенный Правящий архиерей Кировоградской епархии Высокопреосвященнейший Николай архиепископ Кировоградский и Новомиргородский, священнослужители Кафедрального собора и духовенство епархии.
За богослужением возносились молитвы за мир в Украине.
По окончании Литургии древний храм погрузился в особую духовную атмосферу, ведь верующие, не сдерживая потоки своих слез, слушали прощальную проповедь своего прежнего архипастыря Высокопреосвященнейшего митрополита Иоасафа. В своем слове Владыка Иоасаф, на примере Евангельского рассказа о милосердном самарянине, читавшемся за богослужением в этот Воскресный день, еще раз призывал паству быть добрыми, чистосердечными, милостивыми и любящими друг к другу; стоять непоколебимо в вере и верности Церкви; быть стойкими в молитвах и христианских подвигах. Архиерей поблагодарил духовенство за все труды, выразил благодарность хору, причту церковному и всем верующим за молитвы и совместный труд на благо Святой Церкви, а также искренне попросил прощения за свои прегрешения, которые он, как человек, мог совершить во время своего архипастырского служения. Затем Владыка Иоасаф зачитал Указ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия о решении Священного Синода Украинской Православной Церкви о назначении нового Управляющего Кировоградской епархией – архиепископа Кировоградского и Новомиргородского Николая и представил всем присутствующим новоназначенного архипастыря. На молитвенную память о событии митрополит Иоасаф вручил Правящему архиерею дикирий и трикирий.
В свою очередь Владыка Николай поблагодарил митрополита Иоасафа за теплые слова поддержки и братские пожелания на ниве служения в числе Елисаветградских архипастырей, а также раскрыл для верующих сущность архипастырского служения как отцовства.
В конце богослужения митрополит Иоасаф в последний раз благословил свою паству, проливая слезы благодарности за всех людей, которых Господь послал за эти годы святительского служения.