2019 рус
ВЕЛИКОПОСТНОЕ ПОСЛАНИЕ
Высокопреосвященнейшего Иоасафа
митрополита Кировоградского и Новомиргородского
духовенству, монашествующим и всем верным чадам
Кировоградской епархии
Украинской Православной Церкви
«Пост тела есть пища для души»
свт. Иоанн Златоуст
Дорогие братья и сестры!
По милости Божией мы вступаем в спасительные дни Великого поста, дабы, подвизаясь подвигом добрым, уподобиться самому Христу, победившему диавольские искушения после 40-дневного воздержания в пустыне.
Каждый, кто приступал к постному деланию, знает, насколько благодатно это священное время для души человека. Зримо замедляется наш стремительный жизненный бег, появляется время задуматься, позаботиться о душе, вспомнить о молитве, забытой в житейской суете, отказаться от греховных привязанностей, еще раз поразмыслить над словами Господа Иисуса Христа, сказанными в Евангелии.
Пост заставляет нас вспомнить, что жизнь наша – это не привычный ежедневный комфорт. Это крест, который мы добровольно должны взять на себя и пойти за Христом, крест отречения и воздержания от всего того, что тяжким бременем привязывает нас к этому миру, который, по слову Писания, «во зле лежит».
Вступая в Великий пост, мы не должны забывать о том, что он не сводится только к воздержанию от скоромной пищи. Есть много иных путей, открывающих нам, по слову святителя Иоанна Златоуста, «двери дерзновения перед Богом». «Кто вкушает пищу и не может поститься, – пишет святитель, – тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия, – здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость, – пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и само воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушной в исполнении заповедей».
Эти слова святителя Иоанна для каждого верующего человека, желающего поститься «постом приятным», должны стать основой духовной жизни, позволяющей избегнуть искушений гордостью и тщеславием и «поработать Господеви» в той мере, которую определяет добродетель благорассуждения.
Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с борьбой со страстями и пороками, искоренением злых дел и с прощением обид. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. И если мы держим пост только ради воздержания телесного или, что хуже, – для того, чтобы другим показать значимость своей собственной личности, наши достоинства, то пост не исцеляет, но причиняет душе вред.
Духовная суть поста выражена в словах пророка Исаии, который говорит: «Отдай голодному душу твою» (Ис. 58:10). Пост заключается в том, чтобы одеть нагого, накормить голодного, разделить свой хлеб с ближним. Пост – это время, когда мы должны забыть о себе, научиться жертвовать собой ради других. «Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе», – говорит святитель Василий Великий. Время Великого поста отведено нам для того, чтобы мы пересмотрели свою жизнь именно в этой перспективе.
Суть поста заключается и в том, чтобы научиться управлять своим естеством, научиться обуздывать свои желания, суметь подчинить себе свои страсти, а не идти на поводу у них. «Мы должны быть, – пишет преподобный старец Макарий Оптинский, – не телоубийцами, но страстоубийцами, то есть истреблять в себе страсти: гордости и тщеславия, плотских похотей, гнева, зависти, злопамятства и прочее; а насаждать в себе любовь, кротость, смирение, милость, терпение и прочие христианские добродетели, молитвою укрепляемые». Только такое постное делание спасительно и угодно Богу.
Пост есть древнейшее установление Церкви. Еще на заре человечества он был дан Богом для испытания верности людей, испытания их богоподобного свойства – свободного произволения. И сейчас пост по-прежнему является тем испытанием, которым проверяется наша верность Богу: ведь верный в малом сохранит верность и в большом. Поэтому пост важен и ценен не сам по себе, не как самоцель, но именно как наша готовность к жертвенности, верности и преданности – главным критериям истинной, нелицемерной любви к Богу и Его Святой Церкви.
В этом году мы вступаем в Великий пост в непростое время, когда вокруг нас усиливается противостояние как политических сил друг с другом, так и враждебность определенных сил по отношению к Церкви Христовой. В этом надвигающемся хаосе, мы, христиане, должны помнить, что главным для Церкви всегда было единство во Христе, основанное на любви. Мы не должны позволить увлечь себя происходящим в мире процессам, тем более, что они не ведут нас к Богу.
Пост – время усмирения страстей, время подвигов и молитвы, время размышлений о смысле жизни, о том, что конец ее неуклонно приближается. А жизнь земная у нас всего одна. Поэтому я призываю всех вас, дорогие братья и сестры, в этот особый период возносить сугубые молитвы о нашей Святой, а потому и гонимой Церкви, которую Господь стяжал «честною Своею кровию» и устроил именно как место и средство нашего спасения, как единственный источник благодати и освящения.
Естественно, при этом мы не должны уходить от социальных проблем и категорически отстраняться от естественных общественных процессов, поскольку это тоже неотъемлемая часть нашей жизни. Но важно помнить о том, что всякое наше участие должно совершаться без примеси страстей, в простоте и сокрушении сердца. Только так открываются объективно верные пути. Сам Господь избрал простых людей, чтобы через них явить Свою силу: «Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27). Побеждает, в конечном итоге, всегда сила Божия, и у всякого христианина надежда должна быть только на это.
Для Бога важно наше мирное устроение духа, братское отношение друг к другу с любовью и пониманием, снисхождение к недостаткам ближних, всепрощение обид без всяких условий. «Господи! Даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего!». Православным искони было присуще стремление к взаимному примирению и всепрощению даже по отношению к своим врагам. Так как без любви и прощения нет ни покаяния, ни спасения!
Сегодняшний день именуется прощеным воскресеньем, и именно сегодня в храмах совершается особое богослужение, именуемое чином прощения. Он является замечательным призывом Церкви ко всем людям простить своего обидчика и самому испросить прощения у того, кого обидел. Церковь придает особое значение этому чину и призывает, чтобы прощение наше не было формальным, чтобы мы от всего сердца простили нашего ближнего, – с тем, чтобы и Господь простил нас.
И я, по милости Божией, ваш архиерей, который дерзает призвать всех вас к миру, любви и к взаимному прощению, первый нуждаюсь в вашей снисходительности, вашем прощении, вашей любви и молитвах. И осознавая свое несовершенство, преклоняю перед вами колени своей души и сердца и прошу у всех вас прощения за все мои вольные и невольные грехи, «яже в слове, яже в деле, яже в помышлении».
«Бог же благодатию и щедротами Своего человеколюбия» да простит всех вас и благословит.
Воспользуемся, дорогие мои, благодатным временем предстоящего Великого поста, говения; припадем со слезами к Милосердому Спасителю в таинстве Покаяния, омоем своими слезами Его ноги и соединимся с Ним в Пречистых Тайнах. Только так мы найдем покой душам нашим от возмущения окружающей нас суетной жизни. И с этим покоем в сердцах пойдем навстречу самого великого праздника православных христиан – славного и светлого Христова Воскресения.
Милостью Божией,
+Иоасаф
МИТРОПОЛИТ КИРОВОГРАДСКИЙ
И НОВОМИРГОРОДСКИЙ