2017 рус
«Сын Божий сын человечь бывает, да худшее восприим,
подаст ми лучшее»
(Постная триодь. 5-я седмица Великого поста,
пяток, стихиры на «Господи, воззвах»)
Возлюбленные о Господе всечестные пресвитеры и диаконы,
боголюбивые иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!
Вновь звучит благая весть: «Слово стало плотью, и обитало с нами» (Ин. 1:14), вновь радостью и надеждой наполняются наши сердца. В эти торжественные и праздничные Рождественские дни все православные христиане вспоминают знаменательное, эпохальное, уникальное и неповторимое событие в истории человечества, которое состоялось две тысячи лет назад в маленьком городке под названием Вифлеем, а именно, – пришествие в этот мир Воплощённого Сына Божьего, Рождённого ныне Богомладенца Христа.
Несмотря на сознательное погружение людей в пучину греха и их планомерное удаление от Бога, которое происходило в течение многих столетий, начиная с трагического момента грехопадения прародителей, всё-таки пришло то время, когда Господь, благодаря Своей неизреченной любви к венцу Своего творения – человеку, не оставил нас наедине с нашей немощностью и убогостью, не отвернул Своего Божественного взора от искалеченного грехом творения, и «послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4:9).
Двадцать веков назад перед взглядом всего человечества открылась «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16). В Вифлееме родился не просто талантливый проповедник высокой нравственности, одарённый толкователь Ветхого Завета, харизматичный чудотворец или выдающийся целитель. Как пишет великий апостол Павел, в Лице Иисуса Христа в этот мир пришёл «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим. 9:5).
Открылись сокровенные тайны Божьи, и Церковь ныне воспевает: «Таинство странное вижу и преславное: небо – вертеп, престол херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже, воспевающе, величаем». Что может сравниться с этим таинством? Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «целое небо с солнцем, луной и звездами, со всем могуществом Божьим вместилось в один малый Вифлеемский вертеп! Целый лик Херувимов, число которых бесконечно, тысячи тысяч, на которых Бог почивает, – все они уступили свою роль одной Деве, Пречистой и Преблагословенной Деве Марии! Все неисчислимые, неоцененные, невместимые Божьи сокровища и богатства вложены в тесные ясли, вмещены и покрыты горстью сена! О, поистине великое и преславное таинство явлено миру в нынешний праздник Рождества Христова, явлено не для того, чтобы люди молчали о нем, но проповедовали и прославляли».
Рождённый Мессия и Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, призрел на человеческие немощи и несовершенства, и пришёл в этот грешный мир для того, чтобы каждого человека, который сознательно примет Его как своего Господа и Спасителя, призвать и вывести «из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Будучи «образом Бога невидимого» (Кол. 1:15) и Тем, в Ком «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9), Единородный Сын Божий явил миру истинный характер и свойства нашего Небесного Отца: любовь и милосердие, чуткость и заботу, сочувствие и попечение о каждом представителе рода человеческого.
Тот, Кто «обитает в неприступном свете, Которого никто из людей не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16), Тот, Кто «облечён славою и величием» (Пс. 103:1), Кто «поставил землю на твёрдых основах» (Пс. 103:5), Кто «утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростёр небеса» (Иер. 10:12), именно Он ныне предстаёт перед нашим духовным взором как смиренное и беззащитное Дитя, Которое лежит в Вифлеемских яслях, принимая на Себя не только нашу искажённую грехом природу, но и всю скорбность человеческого бытия. И этот великий подвиг самоотречения и самоумаления Господь совершает, исходя не из какого-то внешнего принуждения или необходимости, а исключительно по Своей всеобъемлющей, безмерной и непостижимой любви к человеку.
Рождество Христово – это бесценный дар Всемилостивого Бога, в котором Он дарует нам не какие-то земные богатства и блага, и даже не просто исполняет нас высокими христианскими добродетелями и духовными дарами; Господь дарует нам Самого Себя, чтобы мы, верой приняв Рождённого ныне Христа в своё сердце, в единстве с Творцом осознали глубинный смысл собственной земной жизни, а также, «оправдавшись Его благодатью, мы, по упованию, соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:7).
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Вера в Бога и жизнь в Боге – это священный подвиг нашей земной жизни, обязующий нас, познавших Всеблагого Бога, воплощать в себе евангельские идеалы. Неизреченная любовь Божья в Его мудром Домостроительстве нашего спасения подвигает нас ответить взаимной любовью, возводящей к высоте христианской нравственности – «возлюбить Господа всем сердцем и душою… и ближних наших, как самих себя» (Мф. 22:37-38). Не забудем божественные заветы Спасителя мира, воплотившегося ради нашего спасения. Умножим добродетели, потому что злом умножается зло и только добром побеждается зло. Вспомним, что мы призваны быть чадами Божьими, уподобляясь Отцу Небесному.
В эти особенные для каждого верующего человека Рождественские дни я от всей души и всего сердца желаю каждому из нас обновить свои личные отношения с Богом, углубить своё духовное мировосприятие, а также в смирении и искреннем доверии ко Всевышнему открыть для Него свои сердца, поскольку, как сказано в Священном Писании, «человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7). Пусть в эти праздничные Рождественские дни все без исключения последователи Рождённого ныне Богомладенца Христа исполнятся «радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ» (1 Пет. 1:9). Ведь именно в единстве со своим Творцом человек может достичь истинной духовной радости о Господе, реализовать великий Божий замысел о самом себе и стать «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты» (Иез. 28:12).
Прославим Всемилостивого Бога и по слову святого Иоанна Златоуста, с благоговением «поклонимся пришедшему, воспоем обновившего, оживотворившего, просветившего и даровавшего нам изобилие всех благ – Господа нашего Иисуса Христа».
Христос Рождается! Славим Его!
Божьей милостью, смиренный
+ИОАСАФ
архиепископ Кировоградский и Новомиргородский